Статьи

Презентации


Материалы конференций



«Учебные креативные ситуационные центры (КСЦ) в ВУЗах: опыт и проблемы использования, перспективы становления»

(Российская академия государственной службы при Президенте РФ «Ситуационные центры» 28.03.2008)

 

Шевырёв А.В., к.э.н., зав. лабораторией креативного

мышления Московской академии экономики и права

Романчук М.Н., к.э.н., доцент, ректор Института

прикладной информатики и управления

 

К настоящему времени большинство организаций, особенно на Западе, уже практически полностью исчерпали возможности повышения своей конкурентоспособности за счёт реструктуризации, консолидации, поглощения и слияния, снижения цен и борьбы за качество (TQM, TOC), они испробовали все пути роста – проводили реинжиниринг (BPR), подвергались даунсайтингу, внедряли франчайзинг и аутсорсинг, проводили диверсификацию рабочих мест, внедряли новые концепции управления – процессный подход, методологии balanced Scorecard, EVA, ABC, электронную коммерцию, Knowledge Management (KM), ERP – системы, международные стандарты управления (MRP), методологии антикризисного управления, систему непрерывного измеряемого улучшения (CMI) и т.д. и т.п.

Последней надеждой, по оценкам зарубежных и российских специалистов [1,2,3,4], является использование креативного менеджмента – менеджмента-маркетинга нестандартных идей.

Российский менеджмент лишь недавно пришёл к пониманию того, что именно качество управленческого мышления определяет качество процесса управления, который, в свою очередь, обуславливает качество результата управления. Именно во многом деформированное (линейное) управленческое мышление до сих пор остаётся самой существенной причиной кризиса российского общества [4].

Отсутствие в настоящее время самоорганизующихся (нелинейных) управленческих механизмов (структур) в политике и социально – экономической  сфере, связанных со становлением – самоорганизацией (сейчас в России происходит элементарное «торможение-замораживание» негативных процессов без создания и становления механизмов «самоорганизации-подсушивания») приводит к классическому процессу временного улучшения (ремиссии) с последующим выходом на режим обострения и переходом к новому, более разрушительному, системному общественно – политическому кризису.

В настоящее время конкурентным преимуществом является уже не отдельная идея, а сама способность постоянно генерировать и внедрять такие идеи в жизнь. Ключ к конкурентоспособности человека, организации, экономики и страны в целом - это непрерывное творческое развитие [5,6].

Отсюда ключевой задачей профессионального образования становится обучение слушателей творческому мышлению, в том числе и коллективному, а ключевым элементом любой современной технологии профессионального образования становится технология формирования и развития системно-креативного мышления [5,6,7]. Сегодня становится важнее креативно мыслить, чем много знать: «Воображение важнее знания» (А. Эйнштейн).

Решение этой задачи предусматривает осуществление следующих эта­пов:

Ø                 повышение роли, статуса и изменение места управленческой подготовки студентов в общей системе их обучения и воспитания – придать управленческой подготовке системообразующие и координирующие функции во всём учебно-воспитательном процессе;

Ø                 повышение уровня методологического образования студентов – сформировать у студентов методологическую составляющую их управленческого мышления, обеспечивающую переход от преимущественного индуктивного (школьного) стиля мышления к преимущественно дедуктивному и абдуктивному (ВУЗовскому);

Ø                 дальнейшее интегрирование всех управленческих дисциплин в единую целостную систему научного знания об управлении – выработать у студентов высокую управленческую эрудицию, осознать ими управление как единую систему;

Ø                 переориентация методик преподавания дисциплин с преимущест­венного присвоения студентами знаний на преимущественную их творче­скую выработку и использование;

Проведённый авторами статьи социологический опрос показывает однозначно позитивное отношение слушателей к формированию и развитию системно-креативного мышления (См. Рис.1)

 

Рис. 1 Схема анализа феномена креативности

Аналогичные опросы, проведённые в других ВУЗах, свидетельствуют о том же [7].

Принципиальным отличием КСЦ, разработанного в Московской академии экономики и права от обычных ситуационных центра, которые находят всё большее применение в управлении (прежде всего государственном) [8,9],  является использование в процессе разработки, организации и реализации управленческих решений специальных технологий креативного мышления (управления), основанных на нелинейных принципах мышления (управления) [4,5,6,10].

В Московской академии экономики и права с 2006 года действует учебный КСЦ на базе класса-мастерской управленческого мышления - постоянно-действующего учебно-методического игрового комплекса [11].

Достаточно активно подобные обучающие структуры: классы (студии) креативного управленческого мышления (управления), учебные КСЦ  начинают внедряться и в образование.

ВУЗы видят внедрение у себя подобных учебных КСЦ, классов (студий) и технологий системно-креативного мышления (управления) как одну из новых форм обучения, которая может внести принципиальные изменения в существующую образовательную модель, а также помочь в решении сложных внутривузовских проблем [7,9].

Именно такая технология, разработанная на базе класса-мастерской управленческого мышления Московской Академии Экономики и Права в виде программного комплекса «Технология творческого решения проблем «ТТРП-ЭВРИКА», уже сейчас активно используется в учебном процессе нескольких московских и региональных ВУЗов.

Архитектура обучающей системы ПК ТТРП-ЭВРИКА включает в себя четыре части, одной из которых является «КСЦ-Эврика» [11,7,9].

Программное обеспечение креативного ситуационного центра организации (ВУЗа) «КСЦ-Эврика» включает в себя блоки анализа и прогноза проблемной ситуации (карты проблемной ситуации, схемы исследуемого процесса, явления), формирования проблемно-целевой области («сети» ключевых целей и подцелей), блок формирования проблем и поиска альтернатив их решений, оценки полученных вариантов решений, выбора оптимального решения (комбинации решений), разработка механизма и плана их реализации с помощью автоматизированной системы календарного планирования.

Основная цель учебного КСЦ – формирование и развитие практических навыков управленческого проектирования у студентов.

В рамках проведения организационно-мыслительных и организационно- деятельностных (деловых) игр, студентами МАЭП разработаны несколько десятков реальных управленческих проектов: «Народосбережение», «Работа ОАО Морской порт Санкт-Питербург», «Доступное жильё», «Транспортные проблемы мегаполиса», «Материнский капитал», «Оптимизация работы оптового склада», «Эффективность использования времени студентами», «Разработка системы онкологического обслуживания в России», «Проблемы миграции в России», «Мотивация участников учебного процесса в целях повышения качества образования (на примере МАЭП)» и др. [11].

ПК ТТРП-ЭВРИКА позволяет:

ü                     Связать различные знания пользователей в единую, постоянно развивающуюся  систему знаний, позволяющую интенсифицировать процесс получения эффективного управленческого решения.

ü                     Сформировать и совершенствовать   навыки  управления  и, прежде всего управленческого мышления, при разработке и реализации конкретных проектов, учитывая индивидуальные когнитивные особенности и образовательные потребности пользователей.

ü                     Минимизировать затраты на программное обеспечение управленческой подготовки пользователей и  ее  главной  составляющей управленческого мышления (один программный комплекс для самых разных управленческих ситуаций: экономических, юридических, социальных, психологических и т. д.)

ü                     Значительно облегчить практическую работу пользователей в КСЦ, перевести их  в исследовательский режим. Сделать эту работу интересной и захватывающей,  повысить производительность интеллектуальной деятельности;

ü                     Привить вкус пользователей к культуре аналитической работы;

Работа в КСЦ ведется как в командной, с помощью программы ТТРП, так и в индивидуальных формах с помощью программы «Эврика» (См. Рис.2) [11].

Алгоритм проведения деловой игры по управленческому проектированию в учебном КСЦ следующий:

а) выбор управленческого проекта (проблемной ситуации);

б) формирование эффективных команд (определение командных ролей и психологической совместимости участников);

в) управление командной креативностью в процессе управленческого проектирования  в режиме реального времени по отдельным этапам технологии системно-креативного управления с использованием ПК «ТТРП-ЭВРИКА» [11];

г) командная защита управленческого проекта.

Рис.2. Виды работ в ПК «ТТРП-ЭВРИКА»

Практика выявила следующие проблемы использования учебных КСЦ:

а) проблемы студентов: «синдром отличника» - получив одно эффективное решение, студенты с большим трудом продолжают поиск других решений; отсутствие системных знаний, в т.ч. методологических; сложности с поиском и структуризацией необходимой для проектов информации; отсутствие развитого здравого смысла, основанного на житейском опыте; отсутствие интереса к образованию и постижению нового; отсутствие практических навыков командной работы.

б) проблемы ППС: как оценивать креативность? Что если решение студента более креативно чем моё? Где взять учебно-методические материалы по системно-креативному менеджменту? Трудности с освоением новой парадигмы мышления (управления) – незнание нелинейных принципов управления (НПУ), например, до сих пор абсолютное большинство ППС, в т.ч. академиков, пользуются понятием «дерево целей», хотя в терминологии системно-креативного менеджмента используется понятие «паутины» (ризомы, сети) – «дерево» предполагает статичность и иерархичность целей, «паутина» - динамичность и сетевое согласование: сейчас нельзя делать что-то одно – всё связано со всем – взялся за один узел «паутины» – изменилась конфигурация всей системы целей. Трудности с освоением программного обеспечения ПК «ТТРП-ЭВРИКА», консервативный взгляд на образование в целом и креативность в частности (см. Рис.1). Проблемы с организацией занятий: формированием эффективных команд и управлением командной креативностью, выбором тем управленческих проектов (проблемных ситуаций), оценкой студенческих проектов. Отсутствие прямой мотивации у ППС (в т.ч. связанной с оплатой труда) – необходима специальная эффективная и справедливая система стимулирования ППС-инноваторов;

в) проблемы ВУЗа – как оценивать работу преподавателей (в т.ч. оплату труда)? Как организовать межкафедральное и межинститутское взаимодействие (координация и регулирование)? Как эффективно организовать учебный процесс – последовательность учебных дисциплин, чему, как, кого и когда обучать?

Перспективы становления:

а) организация устойчивой связи с практикой, в т.ч. с органами государственного управления; создание и организация работы Ассоциации выпускников ВУЗа, дискусионно-аналитического клуба, клуба встреч с интересными людьми, проведение системных обзорных лекции ведущих специалистов и ученых;

б) создание КСЦ-Эврика для управление ВУЗом – проведение ректоратов, учёных советов, совещаний в режиме реального времени с помощью оператора-фасилитатора, позволяющего работать с картой проблемной ситуации в режиме реального времени, оперативно внося в неё предлагаемые участниками встречи изменения и дополнения, одновременно обеспечивая параллельную работу с базами данных и др. нормативно-справочной информацией в режиме гиперссылок;

в) совершенствование программного обеспечения, в т.ч. повышение возможностей графического редактора, расширение тезауруса графических символов для описания проблемных ситуаций;

г) повышение сложности выполняемых проектов, формирование проектов-эталонов и создание их архива;

 

Список литературы

1)     Надлер Дж., Хибино Ш., Фаррелл Дж. «Мышление полного спектра», Минск, Попурри, 2001;

2)     де Боно Э. «Серьёзное творческое мышление», Минск, Попурри, 2001;

3)     де Боно Э. «Латеральное мышление», СПб, Питер, 1997;

4)     Никулин Л.Ф. «Менеджмент эпохи постмодерна и «нью-экономики»», М., Юнити, 2001;

5)     Шевырёв А.В. «Технология творческого решения проблем» в 2-х томах, Белгород, Крестьянское дело, 1995;

6)     Синюк В.Г., Шевырёв А.В. "Использование информационно-аналитических технологий при принятии управленческих решений (учебное пособие)", Москва, Экзамен, 2003.

7)     «Обучение креативности в ВУЗе: концепция, технологии, форматы занятий, программное обеспечение, управленческое проектирование», сборник трудов конференции, М., МАЭП, 2007.

8)     Данчул А.Н. «Информационно-аналитические технологии и ситуационные центры», Госслужба, №4, 2004;

9)     Шевырёв А.В., Романчук М.Н. «Креативный ситуационный центр как эффективный инструмент интеллектуальной организации: концепция, задачи, программное обеспечение», М., сборник трудов РАГС, 2006;

10) Шевырёв А.В., Романчук М.Н. «Бизнес и госструктуры – путь к интеллектуальным организациям: концепция и технологии реализации», сборник научных трудов СЗФРАГС г. Калуга, 2005;

11)   (МАЭП-ИПИУ).

24/05/2013
15-16 мая 2013 года в Государственном университете управления состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы управления: методы, решения».
Подробней...

01/02/2013
Совещание-презентация на тему Информационно-аналитическое обеспечение деятельности госслужбы в ситуационных центрах.
Подробней...

05/12/2012
3-5 декабря 2012 года в ЦО № 644 "Гармония" прошел тренинг-семинар. Подробней...

18/11/2012
Международной конференции "Проблемы управления в реальном секторе экономики: вызовы модернизации(Актуальные проблемы управления - 2012)"
Подробней...

29/08/2012
Разработана сетевая версия модуля "Сетевая экспертиза"
Подробней...

                         Все новости


© 2008-2013 EWRIKASMC.RU. All Rights Reserved